Заработать на жилье

 

В конце сентября депутаты Госдумы России внесли поправки в Жилищный кодекс и закон «О рекламе». Новые правила подразумевают, что наружная реклама должна размещаться на жилых зданиях только с разрешения всех собственников многоквартирного дома. До этого времени, отмечают законотворцы, мнение жильцов незаконно игнорировалось. До сих пор во многих городах вопросами размещения рекламных конструкций на жилых домах занимались муниципалитеты, ТСЖ, ЖРП, управляющие компании. Соответственно и средствами от рекламы распоряжались тоже они. Причем по своему усмотрению.

Проследить куда «умыкнула» рекламные деньги управляющая компания практически невозможно. Теперь все будет по -другому. Владельцы квартир сейчас вправе сами назначать цену за свой фасад и получать от этого доход. По-видимому, внося эти поправки, депутаты руководствовались тем, что в многоквартирных домах права собственности распространяются не только на квартиры, но и на помещения общего пользования – лестницы, чердаки, подвалы, те же фасады. Это совместная собственность всех жильцов. Собственники обязаны не только ее содержать, но имеют право и извлекать из нее выгоду.

Красной линией в новом Жилищном кодексе, вступившем в силу еще в 2005 году, проходят слова, смысл которых в том, что нам всем предстоит научиться жить и управлять нашим жильем по-новому. Необходимо стать настоящими хозяевами, собственниками своей квартиры, дома, придомовой территории.

С начала реформирования старого жилкомхоза минуло почти пять лет. Что изменилось, стали ли мы по хозяйски относиться к своей собственности?

Главное – активность и участие

В столице республики, по словам заместителя начальника управления по наружной рекламе г. Ижевска Марины Лебедевой, установлено более двух тысяч рекламных конструкций. А вот какой процент от общего объема приходиться на наружную рекламу на жилых домах сказать не смогла ни одна профильная служба. По-видимому, такой статистики в городе нет.

Означать это может лишь то, что данный сегмент рынка рекламы в Ижевске просто никогда не был отрегулирован и существовал как бы «сам по себе». Средства в муниципальный бюджет от такой рекламы шли общим потоком.

Между тем, по наблюдениям автора, почти каждая третья рекламная конструкция в городе расположена на фасадах и крышах многоэтажек.  «Дело в том – поясняет руководитель рекламного агентства SDM Олег Крылов, — что установка баннера на земле – процедура сложная, требующая разработки проектной документации и согласования со множеством инстанций».

Оттого агентства не без оснований решили, что договариваться с жильцами, ТСЖ и управляющими компаниями на размещение рекламы им будет и проще и дешевле.

Выгода, которую, несомненно, могли бы получить собственники домов, очевидна. Что особенно актуально в сегодняшних непростых экономических условиях. Размещение рекламного щита на фасаде дома стоит в месяц от 11 до 20 тысяч рублей в зависимости от месторасположении многоэтажки. За год, к примеру, может набежать неплохая сумма.

Согласно закону, объявить рекламную паузу для дома можно только на общем собрании собственников. В статье 44-й Жилищного кодекса написано: «вопрос считается принятым, если «за» (или «против») размещения рекламы на доме проголосовало не менее двух третей от общего числа собственников в доме, но не от того, сколько человек пришло на собрание». Документом, подтверждающим согласие жильцов, является протокол общего собрания. Кроме того, необходимо выбрать ответственного человека, который проработает с рекламщиками детали: на какой срок будет вывешена реклама, ее стоимость, сколько каждый жилец получит денег на руки. Если реклама уже висит, нужно потребовать либо снять рекламу, либо перезаключить договор на новый срок на новых условиях. Можно договориться с агентством на бартер. Рекламный щит в обмен на отремонтированные подъезды. Так могло бы быть. А вот реальная картина сегодняшнего дня.

Наша хата с краю

«Жильцы инертны и неорганизованны, живут каждый сам по себе, ЖРП и Управляющие компании работают, говоря по русский «спустя рукава»– делится впечатлениями Олег Крылов, – выходишь с предложением на установку рекламного щита к управляющей компании, там переадресовывают к старшему по дому, а ему вообще все ровно».

«Теперь все зависит от активности собственников, а они в большей массе пока не готовы принимать ответственные решения» — подтверждает Олег Гребенников – председатель правления ижевской городской ассоциации собственников жилья. Раньше за них решали муниципалитеты, ЖРП и управляющие компании. В том числе и вопросы с рекламой. Так что же говорить о каком-то общем деле, когда мы с соседями на одной лестничной площадке договориться не можем.

Где старшие по дому честно отрабатывают свой хлеб ситуация лучше. Разноцветные рекламные щиты там здорово украшают «серую унылость» фасадов. Однако законодательство никак не оговаривает финансовую сторону вопроса, а потому появились новые проблемы – аппетиты собственников вдруг стали непомерно расти. Да так, что рекламщикам приходиться отказываться от такого вида рекламы. Если жильцы не умерят амбиции, то, возможно, в ближайшее время произойдет значительное сокращение этого сегмента рекламного рынка. Поскольку свободных мест для размещения другого вида рекламы, по словам специалистов, в Ижевске достаточно. А ведь при грамотном подходе все могло быть по -другому.

Закон в очередной раз дал почувствовать собственникам себя настоящими хозяевами своей территории. Вреда от размещения рекламы на фасадах практически нет. Польза очевидна. Муниципалитет бы от этого только выиграл. В любом случае красочный рекламный щит на жилом доме лучше, чем несанкционированная реклама на столбах, захламляющая город.