Наверно, нет в России такой семьи, которая не пострадала бы от трагических событий Великой Отечественной Войны. Традиционно во второе воскресенье сентября весь мир вспоминал миллионы людей сгинувших в результате нечеловеческого эксперимента. Этот день принято считать Днем памяти жертв фашизма.
В преддверии даты я решил спросить у школьников, что они знают об одной из самых страшных трагедий в истории человечества. Ответы нынешних «школяров» подвергли меня в шоковое состояние. Оказывается, нынешние школьники совершенно не знают истории. Как можно спутать маршала Георгия Жукова с Александром Невским? А они путают.
Кому выгодно, чтобы современная молодежь не знала исторического прошлого своей страны?
Куда заводят дискуссии?
В последнее время на книжных полках появилось много литературы, в которой стараниями некоторых политиков и историков важнейшие события нашей страны сознательно искажаются. Особенно это касается фальсификации итогов Великой Отечественной войны.
Конечно, с одной стороны, дискуссии о пересмотре итогов войны сами по себе не новы. Они начались еще 65 лет назад и с тех пор не прекращались никогда. С другой — нынешние споры имеют международную политическую направленность. В западных учебниках победа во второй мировой войне давно уже представляется чем-то второстепенным, мало значащим, где России вообще отводится очень скромная роль.
Целенаправленная политика
Эксперты полагают, что это часть хорошо продуманной политики. По словам заведующей кафедрой исторического факультета отечественной истории новейшего времени УдГУ Татьяны Ефремовой, ложь о нашей стране, принижение роли СССР в войне нужны тем, кто стремится ввести в заблуждение общественное мнение, ослабить влияние страны на мировой арене. Если говорить об отечественных фальсификаторах, то их цель — создать конфронтационность общества, умалить значение исторической науки, доказать «случайный» характер победы.
Несколько месяцев телезрители российских телеканалов видят рекламу сборной модели гитлеровского танка «Тигр». Модель уже появилась в газетных кисках. Не знаю, случайно или нет, но рекламировать и продавать тестовый конструктор начали в очередную годовщине создания танка — первые четыре «Тигра» были произведены к 18 августа 1942 года.
Как выяснилось, распространяет «Тигр» компания с патриотическим названием «Родина –пресс». Массовая реклама предлагает нам: «Узнать историю создания и модернизации танка «Тигр!», «Ознакомиться с легендарными бронемашинами за последние 100 лет, а также легендарными боями, в которых они участвовали!». Как вам!
Кстати, подобная реклама появлялась в 2010 году и на австрийском телевидении, но там появление роликов с прославлением военной мощи нацисткой Германии вызвало возмущение тысяч зрителей. К тому же законодательство Австрии строго наказывает за нацистскую пропаганду. В России, похоже, рекламирование фашистских танков возмущает только ветеранов. Молодые люди активно включились в процесс и на Интернет –Форумах оживленно обсуждают как собрать ту или иную деталь танка.
Приведу несколько хвалебных высказываний: «Ура! Сезон стартовал. Тишина сменилась новинками», «Я танки люблю, поэтому эту серию ждал с нетерпением!», «Вот это да! Вот это сила! Ма-ла-д-цы!».
Юристы и адвокаты заявляют, что продажа таких моделей не нарушает законодательства, если на танках нет фашисткой символики. Сочувствие в этой ситуации вызывают только ветераны. Да простит меня читатель за высокопарный слог, это они восемнадцатилетними парнями проливали кровь на полях танковых сражений, это они, жертвую собой, бросались под «Тигры» со связкой гранат, это они, наконец, остановили разрушительную мощь вражеской техники. И победили!.
А теперь российское телевидение предлагает народу-победителю проникнуться уважением к оружию врага. Что легендарная советская «тридцатьчетверка», натиска которой не выдержали все эти «Тигры» и «Пантеры» показалась авторам проекта недостойной? Не означает ли это то, что делается это сознательно, в угоду чьим-то интересам?
Между тем игрушку эту покупают и будут покупать дети, для которых в будущем техническое превосходство фашисткой Германии уже не вызовет никаких сомнений, потому что своей истории они не знают. «А от технического превосходства до идеологического — один шаг» — говорят историки.
«История войны и сейчас воздействует на многие стороны международной, экономической и общественной жизни – уверена Татьяна Николаевна — прошлое достойно уважения и внимательного изучения, хотя в этом прошлом не все вызывает восторг и гордость. Это касается и истории Великой Отечественной войны. Поэтому фальсификация событий 1941-1945 гг. наносит огромный вред прежде всего исторической памяти народа, его нравственности, более широко — авторитету страны».
Нелюди стали героями
По словам Дмитрия Медведева, попытки фальсификации истории год от года «становятся более жесткими, злыми, агрессивными». И все это не может не вызывать серьезных опасений. Эта тенденция становится с каждым годом все более опасной, поскольку живые свидетели прошлого уходят, а молодежь во многом не только не знает своей истории, но и все чаще отравляется духом ненависти. Среди сегодняшних подростков
немало тех, кто вообще не видит никакой разницы между нацистским и сталинским режимом. Извращение истории приводит к насаждению страшного мифа о героизме нацистов, тех, на чьей совести миллионы жизней.
Профашистские настроения дошли и до нас
Иначе, какими еще историческими причинами можно объяснить такое огромное профашистское настроение среди молодежи в России в целом и Удмуртии в частности?
Так, к примеру, Первомайским районным судом города Ижевска в марте прошлого года осужден 23-летний молодой человек за совершение преступления по мотивам идеологической вражды и ненависти. И это отнюдь не единичный случай. Исключительный он, пожалуй, в единственном — дело все-таки дошло до суда. Почему такое происходит? Во многом эксперты склонны винить систему образования.
Кому нужны такие учебники?
Известно, что школьные учебники стали сегодня предметом многих дискуссий в научных и образовательных кругах. Конечно, с точки зрения бизнеса издание учебников очень перспективное направление. Это понимают и авторы, и издательства.
К сожалению, в погоне за прибылью они забывают о качестве изданного материала. Школьные учебники по истории грешат неточностями, фактическими ошибками. Учителя замечают, что нынешние учебники совсем не способствуют развитию у школьников знаний. По словам учителя истории Верх-Люкинской средней школы Алексея Пыжьянова, знаковым для страны событиям Великой Отечественной войны отведено теперь всего три часа. «Раньше в советских учебниках материал был изложен подробно и эмоционально – говорит учитель – в современных — только факты, события, статистика. Сухо и сжато». По мнению педагога, такая подача материала плохо усваивается учащимися, поэтому ребята и путают имена полководцев.
«О каком патриотизме может идти речь, когда герои войны незнакомы молодому поколению» — заключает историк.
Другого мнения быть не может
Да, с одной стороны, в учебниках мы пишем: «Нет срока давности у преступлений фашистов и их пособников. Никогда не должны быть забыты герои восстаний в варшавском гетто, Собиборе, Освенциме, Маутхаузене, Треблинке». С другой — чиновники от образования отводят на изучение второй мировой войны всего три часа. Что стоят эти 2-3 параграфа в учебнике, если в Интернете, на телевидении память о Великой Отечественной постоянно и массово подвергается нечистоплотными политическими деятелями и учеными-исследователями искажению в спекулятивных политических целях.
«Для нас, пожилых людей, ветеранов, прошедших войну, такие оценки периода этих страшных лет звучат оскорбительно – говорит ветеран, участник Великой Отечественной Войны Геннадий Павлов – это мы, советский народ, разгромили врага, тем самым внесли главный и решающий вклад в победу над фашизмом. И другого мнения у меня не будет».
Печальный итог
Нужно помнить, что порой очень трудно выявить «клеветников» в истории. Наказывать хотелось бы. Но как? Со слов преподавателя УдГУ Татьяны Ефремовой, это проблема ответственности историков, литераторов, журналистов. Фальсификация многогранна, это и прямая критика концепций Великой Отечественной войны; открытое искажение истории войны; замалчивание отдельных важнейших военных событий, неправильная их трактовка, неквалифицированное прочтение и анализ документов.
«Убежден, что любые попытки оправдать нацизм и оклеветать героев-победителей ведут к недопустимому лицемерному пересмотру истории, к забвению ее уроков», — отмечает Дмитрий Медведев. Как точно и верно сказано — «забвение уроков истории», да и вообще просто «забвение» — это, когда сегодняшняя молодежь стоя аплодирует карательным отрядам СС и пособникам нацистских преступников, называя их борцами за независимость, или тогда, когда талантливого полководца Георгия Константиновича Жукова, сыгравшего важнейшую роль при разгроме германских войск, сегодняшние школьники называют Вениамином. К сожалению, это то, с чем мы пришли к юбилею Великой Победы