Заказать консультацию

Как создать техзадание на разработку сайта

Иметь собственный сайт – это вопрос имиджа и привлекательности для клиентов и потенциальных партнеров. Ведь, в противном случае, любой бизнес может понести большие убытки без такой «детали».

Существует спорное мнение: будущий владелец сайта не должен разбираться в тонкостях создания «продукта». Достаточно просто дать техническое задание (ТЗ) со всеми требованиями исполнителю – и все готово! Но это не совсем верно, так как при составлении ТЗ для на сайт нужно учитывать некоторые моменты, необходимые для конкретного бизнеса. Также, если дать составление такого плана – задания другому лицу, то есть риск быть обманутым. Поэтому, да – детально разбираться в создании сайта владелец не обязан. Но вот некоторые основы должен знать, чтобы не напороться на мошенников.

 Основные причины, чтобы составить ТЗ

• Исполнитель четко знает, что от него требует заказчик, в какие временные промежутки следует уложиться и даже какие программы использовать (при необходимости).
• Заказчик получает «подушку безопасности» при непредвиденных ситуациях: смены менеджера или исполнителя, финансовых трудностях при запуске проекта и так далее.
• Менеджер четко понимает, что именно требовать от исполнителя в случае каких-то недоработок или ошибок, в какие временные сроки необходимо уложиться до сдачи проекта и на какие суммы ориентировать исполнителя при обсуждении заказа.

Итак, что необходимо учитывать, чтобы создать полноценное техническое задание для получения идеального сайта без доработок и ссор с исполнителем?

Назначение оптимального срока сдачи. Для каждой задачи он разный. Учитывайте, что срок должен быть и не сильно большим, но и не сильно маленьким. Так как при больших сроках у исполнителя появится желание его еще продлить на неизвестное количество времени, а при коротких – значительно увеличить начальную сумму заказа.
Для уточнения оптимального срока стоит спросить на форумах или просмотреть на специализированных биржах, в какой срок выполняются данные заказы.

Детальное описание каждого этапа работ. Это «сердце» заказа, которое необходимо очень тщательно прописывать, чтобы получить то, что нужно. Что должно быть сюда включено?
Общие требования к сайту. В этом разделе должны быть отражены: примерный сценарий использования сайта, для какой аудитории создается, домен, какие будут использоваться языки (английский, русский или иные), список страниц сайта, содержание шапки и нижней части сайта (подвала).
Движок. Какой движок (CMS сайта) наиболее предпочтительный? Также должны быть рассмотрены вопросы на тему, кто будет обеспечивать администрирование сайта после сдачи, публиковать контент и проводить иное обслуживание.
Требование к структуре сайта. Она должна быть или текстом (маркированным списком со всеми подпунктами) или таблицей.
Описание каждого элемента. Какого цвета должны быть кнопки, какой шрифт, наличие анимации – все должно быть указано.

Содержание страниц. Здесь стоит отметить два варианта: первый – если заказчику необходим пустой сайт, который будет самостоятельно наполнять контентом, то этот пункт в ТЗ не включается. Исполнитель тогда сдает просто пустой сайт, разработанный по согласованной схеме.
Второй – контент необходим, и желательно его уже включить на этапе формирования сайта. В таком случае, этот пункт обязательно нужно включать в ТЗ с детальным расписанием по темам, типу контента (видео, текст, аудиофайлы, картинки), объему и количеству.

Оформление служебных страниц. Зависит от тематической направленности сайта, так как есть некоторые темы, где это не нужно.
Обычно сюда включаются страницы о запросе на обработку данных, страницы – анкеты для создания личного кабинета, информация о доставке (оплате, хранении заказа, как от него отказаться и вернуть деньги, и так далее), страницы ошибок и так далее.

Необходимость предоставления макетов (пробных вариантов, согласно ТЗ). Этот пункт – полностью на усмотрение заказчика, так как в портфолио веб – мастера уже могут быть похожие решения вопроса. Необходимо будет только сделать запрос на пересылку определенного файла для более детального изучения.
Если такого варианта нет, то стоит этот пункт включить, чтобы не получить «кота в мешке».

Дизайн страниц. Выше уже упоминался шрифт и наполнение сайта контентом. В этом пункте стоит уточнить:
Тематику всего контента, его формат и компоновку на сайте, чтобы все страницы были равномерно оформлены.
Главные и второстепенные цветовые сочетания, которые обязательно нужно использовать в работе.
Цветовые сочетания, которые не должны быть в работе даже случайно!
Обратите внимание: если у фирмы уже есть разработанный брендбук, то стоит ориентировать исполнителя на него, не описывая все пункты.

Какие технологии должны быть «включены» в сайт? Все это тоже прописывается в ТЗ, чтобы потом отдельно не дорабатывать. Среди них можно отметить:

  • Использование CRM – системы (можно даже указать конкретную).
  • Наличие карты сайта, чтобы она была интуитивно понятной.
  • Адаптация сайта под любые устройства и разрешения экрана.
  • Адаптация под системы аналитики.